On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Белая госпожа




Сообщение: 22
Зарегистрирован: 25.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 22:32. Заголовок: Обувь


Сегодня в клубе обсуждали обувь. Чтобы не возникало споров, сюда выкладываем источники и инфу по этому вопросу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор




Сообщение: 124
Зарегистрирован: 12.10.07
Откуда: Рашн Федерейшн, Уфа
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 22:33. Заголовок: Е. А. Оятева ОСЕБЕР..


Е. А. Оятева

ОСЕБЕРГСКАЯ ОБУВЬ

Осебергский курган, расположенный на территории городского парка столицы Норвегии Осло, был раскопан еще в 1904 г. Под насыпью кургана обнаружили остов деревянного корабля, кости лошадей и собак, а также богатейший комплекс находок. Однако главная, "священная", погребальная камера оказалась разрушенной и разграбленной (1).

Первую попытку определить историческую личность погребенной в кургане сделал А. Брегер, который высказал предположение, что в корабле могла быть похоронена королева Оса – мать норвежского конунга Хальвдана Черного, бабка Харальда Прекрасноволосого. Но исследователь признал, что неопровержимыми доказательствами он не располагает (2).

Г. Гьессинг же отверг связь Осеберга с именем Осы. Основанием для своих выводов он считает отсутствие тесной связи Осы с родом ее мужа, в то время как бытовые предметы из кургана выполнены в вестфолдской родовой художественной традиции (3).

Археологические находки (повозка, сани, кровати, бытовая утварь, ткацкие станки, богато украшенные резьбой по дереву и росписью) всесторонне характеризуют эпоху, ее быт, искусство и, кроме того, свидетельствуют о высоком социальном положении и богатстве погребенных.

Документальную информацию об Осеберге мог бы дать анализ вещей из погребальной камеры, но после разграбления сохранились лишь два человеческих черепа и несколько костей, да еще фрагменты кожаных изделий. Медицинская экспертиза установила, что в камере были похоронены две женщины: пожилая (40-50 лет), страдавшая артритом, и молодая (18-20 лет). По наблюдению дантиста, молодая женщина при жизни пользовалась зубочисткой. Среди фрагментов кожаных изделий выделены три пары башмаков. Одна пара сохранилась полностью, так как лежала в берестяной коробке, две другие сохранились частично. Это дает нам право сделать первый вывод: из вещевых находок обувь имеет прямое отношение к определению личностей женщин, погребенных в Осеберге.

Осебергские башмаки неоднократно привлекали внимание исследователей, но самая полная и всесторонняя публикация принадлежит Шарлотте Блиндхейм. Благодаря чертежам деталей, реконструкциям и фотографиям обуви, помещенным в ее статье, появилась возможность провести глубокий анализ этого важного источника (4).

Типологический метод исследования массовых археологических коллекций кожаной обуви базируется на сравнительном технологическом анализе, выявляя закономерности развития конструкций форм обуви, их общность и многообразие. Выработанная на базе этого метода схема служит основой для использования археологического источника в качестве источника исторического. Главные положения типологического метода исследования опубликованы нами ранее (5).

По общим технологическим показателям все три пары осебергских башмаков относятся к мягкой, двухчастной, подошвенной кожаной обуви, но каждая пара в то же время имеет свои конструктивные особенности.

Пара башмаков (комплекс № 304), найденных в берестяной коробке, имеет подошву с удлиненной пяточной частью и верх с соответственным конструктивным вырезом на заднике. Заготовка верха сшивалась спереди, вдоль носка. По нашей типологической схеме эту пару башмаков относим к условному типу I-а (рис. 1).


рис. 1. Комплекс № 304 (тип I-a)

Правый башмак (комплекса № 172), сохранившийся частично, также имеет подошву с удлиненной пяточной частью и конструктивный вырез па заднике заготовки верха, однако шов на нем расположен не спереди, а сбоку. Этот башмак относим к типу I-c.

Левый башмак (комплекса № 172), сохранившийся полностью, имеет подошву не с удлиненной, а с округлой пяткой. Заготовка верха с прямым срезом на заднике и со швом сбоку. Этот башмак относим к типу II-с (рис. 2).


рис. 2. Комплекс № 172 (правый – типа I-c, левый – типа II-c)

Конструктивное несоответствие правого и левого башмаков в комплексе № 172 дает основание для расчленения этого комплекса на две самостоятельные пары (6). Таким образом, три пары осебергских башмаков определим условными типами: I-а, I-c, II-с (рис. 3-4). Это служит основанием для второго вывода: в кургане были похоронены две женщины с тремя разнотипными парами обуви. Данный вывод содержит два взаимосвязанных вопроса: во-первых, почему похоронены две женщины, а башмаков положено три пары; во-вторых, почему все три пары разнотипны? Ясно одно: одна из женщин владела двумя парами обуви.


рис. 3. Реконструкция пары башмаков типа I-c

Шарлотта Блиндхейм к разрешению первого вопроса подошла с позиции социального неравенства: две пары могут принадлежать женщине высокого ранга – королеве. Причем одну пару (№ 172) она считает "парадной", так как башмаки изготовлены из тонкой, "перчаточной" кожи, в отличие от другой пары (№ 304) – "домашней", выполненной из более грубой кожи.

Что касается второго вопроса, то Шарлотта Блиндхейм оба комплекса относит к единому "общенорвежскому типу", основным признаком которого считает подошву с удлиненной пяточной частью.


рис. 4. Реконструкция пары башмаков типа II-c

Конечно, королева достаточно богата, чтобы иметь несколько пар обуви, но по каким признакам одни башмаки считать домашними, другие – парадными? Ведь определить качество выделки кожи почти невозможно. К тому же многие исследователи, в том числе и Блиндхейм, принимают кожу, расслоившуюся из-за недостатков при дублении, за тонкую, "перчаточную", высокого качества.

О существовании же "общенорвежского типа" обуви говорить не приходится. Во-первых, осебергские башмаки представлены не одним, а тремя различными технологическими типами; во-вторых, Норвегия в начале IX в. не представляла собою ни политического, ни экономического, ни этнического единства. Только внук королевы Осы, Харальд Прекрасноволосый, сделал попытку объединения под своей властью около двух десятков фолдов. Очевидно, аргументы Шарлотты Блиндхейм не выдерживают критики.

Типологический метод также не может решить вопрос прямолинейно, ибо типологическая схема отражает закономерности сложения и развития типов обуви, но не определяет характера связи между людьми, носившими однотипную обувь.

Решение этой проблемы должно базироваться не на одних только археологических данных. Необходимо комплексное исследование с привлечением смежных паук: этнографии, истории и лингвистики. В результате именно такого комплексного исследования мы и пришли к заключению, что только члены одного рода (одной тотемной группы) имели право носить однотипную обувь.

Одним из решающих аргументов в пользу сказанного является зафиксированный в древненорвежских судебниках XIII в. Гулатинг и Фростатинг издревле существовавший традиционный обряд "введения в род". Не вдаваясь здесь в подробный анализ текста статьи судебника, что является темой особого изучения, подчеркнем основное содержание обряда (7). Обряд этот выражался в обязательном вступлении вводимого в род незаконного сына в специально изготовленный, определенной конструкции, ритуальный башмак. Лишь после вступления в башмак незаконный сын становился полноправным членом усыновившего его рода и получал право носить такую же обувь, что и все остальные члены отцовского рода. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, так как это значит, что незаконнорожденный до того носил обувь иного типа: такого, который был присущ роду его матери.

Вступив в башмак, незаконный сын получал статус и обувь отцовского рода, но тем не менее назывался не сыном, а сводным сыном, сводным братом, сводным дядей и т. д. В современных языках народов германской группы терминология сводного родства отражает главное обрядовое действие: вступление в ритуальный башмак (на след). Причем каждому роду свойственна своя конструкция башмаков, как ритуальных, так и повседневных. В норвежском языке сводный сын – stesønn, в английском – stepson, в датском – stedsøn или stifsøn, в исландском – stjúpsonnr, в шведском – styvson, в немецком – stiefsohn. Следовательно, у всех народов германской группы языков бытовал обряд "введения в род".

На основании вышеизложенного приходим к третьему выводу: три пары осебергских башмаков являются не только тремя различными технологическими типами, но и тремя различными родовыми формами.

В Осеберге одна из женщин владела двумя парами разнотипной обуви, что дает нам основание заключить, что она в силу каких-то обстоятельств имела отношение к двум родам. Переход женщин из рода в род связан с брачным обрядом, когда муж откупал жену за мунд у ее родичей и вводил в свой род. По традиции вплоть до настоящего времени у многих народов жена получает в числе свадебных подарков от мужа новые башмаки – знак включения ее в род мужа. Законная, откупленная за мунд жена имела право носить обувь рода мужа, тогда как неоткупленная такого права не имела.

Знатная женщина, погребенная в Осеберге, не была откуплена за мунд, о чем свидетельствуют две пары разнотипной обуви. Причем хоронили ее в обуви формы отцовского рода, к которому она принадлежала по праву, а положенные в берестяную коробку башмаки типа I-а были родовой формы ее мужа.

Самый трудный вопрос заключается в том, как отличить те башмаки, которые входили в погребальный комплекс одежды этой женщины. Ими могли быть башмаки как типа I-c, так и типа II-с. Однако если ей принадлежали башмаки типа I-а и типа I-c, то такое сочетание свидетельствует о родственных отношениях в рамках соплеменности, ибо башмаки типа I-c сегментированы от типа I-а.

В том же случае, если сочетались башмаки типа I-а и типа II-с, то нельзя говорить не только о родственности, но и о соплеменности. Мы не располагаем конкретными данными, чтобы сделать окончательный выбор из этих двух вариантов. На том археологическое исследование могло бы быть закончено, но Осеберг тем и привлекателен, что позволяет проверить и довести до логического завершения наш опыт.

Биографические данные об Осе из саг весьма скупы: известно лишь, что она – дочь конунга фолда Агдер. Отец Осы – Хальвдан Рыжебородый происходил из одного из знаменитейших норвежских родов, рода Хильдингов. Но Оса была опозорена, похищена, а не откуплена за мунд Гудредом. Гудред Охотник – конунг Вестфолда, принадлежал к знатнейшему роду йнглингов, давшему конунгов Норвегии и Швеции. Оса не простила Гудреду своего позора и убила его, когда он был в похмелье после пира (8).

На основании сопоставления археологических и исторических данных приходим к четвертому выводу: в Осеберге действительно похоронена королева Оса, которая, несмотря на знатность происхождения, не была законной женой, а наложницей Гудреда Охотника из рода Йнглингов.

Именно Осе принадлежали две пары разнотипных башмаков, причем те, которые лежали в берестяной коробке, типа I-а, представляют родовую форму Инглингов. Оса и Гудред происходят не только из разных родов, но и племен, следовательно, на ногах у Осы должны были быть надеты башмаки типа II-с, т. е. родовой формы Хильдингов.

Вторая женщина из Осеберга неизвестна. Тем не менее она также знатного происхождения: во-первых, потому что пользовалась при жизни зубочисткой, как это было принято у средневековой знати; во-вторых, потому что была похоронена вместе с Осой в "священной камере"; в-третьих, судя по ее башмакам типа I-c, приходилась родственницей, соплеменницей Гудреда.

Шарлотта Блиндхейм определила роль этой молодой женщины в качестве ближайшей подруги, советницы, наперсницы королевы Осы. И действительно, се образ созвучен образу валькирии Фуллы. Фулла – дева. "Она ходит с распущенными волосами, и на голове у нее золотая повязка. Она носит ларей Фригг и хранит ее обувь, и ей ведомы сокровенные помыслы Фригг" (9).

Таким образом на примере осебергского погребения мы имеем цепочку сопоставимых и взаимопроверяемых фактов, которые позволяют отождествить захоронение с исторической личностью. Последнее стало возможно только благодаря комплексному методу исследования.
ПРИМЕЧАНИЯ

1. Osebergfundet, Bd I, Kristiania, 1917; Bd. II. Oslo, 1928.

2. A. W. Brøgger. Borrefundet og Vestfoldkongernes graver. Kristiania, 1916, s. 50.

3. G. Gjessing. Hesten i førhistorisk kunst og kultur. Viking, VII, Oslo, 1943, s. 105.

4. Ch. Blindheim. Osebergskoene på ny. Viking, XXIII, Oslo, 1959, S. 71-86.

5. Е. И. Оятева. К методике изучения древней кожаной обуви. Археологический сборник Гос. Эрмитажа, Л., 1973, вып. 15, стр. 105-111.

6. О конструктивном несоответствии башмаков этого комплекса уже писали (Е. И. Оятева. Ранние находки кожаной обуви на территории Западной Европы. АСГЭ, Л., 1971, вып. 13, стр. 111-112; М. Hald. Primitive shoe. Copenhagen, 1972, p. 112-114, fig. 145-147). Ш. Блиндхейм также была смущена различными контурами подошв, но она объяснила это явление ортопедической необходимостью.

7. Gulathings-Lov, 58; Frostathings-Lov, IX. 1. Norge gamle Love. I. Christiania, 1846. Статья, посвященная анализу обряда "введения в род", сдана автором в очередной выпуск АСГЭ.

8. Norske Biografisk Leksikon, Bd., V. Oslo, 1931, s. 62. Отсутствие документальных данных о последних годах жизни и обстоятельствах смерти Осы вряд ли компенсирует роман Kåre Holt "Farvel til en kvinne" (Oslo, 1972).

9. Младшая Эдда. Л., 1970, стр. 33.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 125
Зарегистрирован: 12.10.07
Откуда: Рашн Федерейшн, Уфа
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 23:05. Заголовок: Фотография той самой..


Фотография той самой обуви из Осеберга(тип I-a):








Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 126
Зарегистрирован: 12.10.07
Откуда: Рашн Федерейшн, Уфа
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 23:17. Заголовок: Обувь Древней Руси ..


Обувь Древней Руси

Обувь - это неотъемлемая часть костюма. Как и костюм, обувь каждого народа была особой и традиционной. Привычные формы и приемы изготовления передавались от поколения к поколению, отражая этническую историю народа и этнокультурные связи на разных этапах его развития. Обувь делали из лыка и кожи. Обувь из лыка. Наиболее архаичный вид обуви, бытовавшей в Древней Руси, лапти, плетенные из лыка липы, березы и других пород деревьев. Как утверждают исследователи одежды, они были известны в каменном веке (Маслова Г.С., 1956. С. 714). В ранних слоях древнерусских городов они почти не известны. В Новгороде обнаружен лишь один лапоть, найденный в слоях XV в. О существовании лаптей в более раннее время говорят как находки инструментов для плетения лаптей-кочедыков (Левашова В.П., 1959. "А". С. 56. Рис. 5 и "Б". С. 90,91), так и наличие плетеной обуви в могильниках (Левашова В.П., 1959, "А". С. 42, 43). Подошвы из плетеных кожаных ремней найдены в Лядинском могильнике и в кургане вятичей (Арциховский А.В., 1930. С. 102). На том основании, что на внутренней стороне подошв из Лядинского могильника сохранились остатки лыковых лент самого лаптя, В.П. Левашова предполагает, что и плетеные кожаные подошвы из кургана вятичей тоже могли принадлежать обычным лаптям из лыка. Лапти из указанных выше могильников имели различное плетение: подошвы из Лядинского могильника были косого плетения, подошвы из кургана вятичей -прямого.

Судя по материалам поздней этнографии лапти могли быть в виде туфель с невысокими бортиками, близких полесским лаптям прямого переплетения, и в виде глубоких закрытых туфель северного типа косого переплетения, известных в Новгородской земле. Крепились лапти с помощью длинных завязок - оборы, - пропущенных через борта лаптей и обматываемых вокруг ног. Обувь из лыка носили поверх чулок, носков, нога-виц и обмоток. (Арциховский А.В., 1930. С. 102; Голубева Л.А., 1973а. С. 97. Рис. 31, 4).

В древности существовало несколько названий для обуви типа лаптей: "лычъница", "лычакъ" и "лапътъ", производное от которого - "лапотникъ" - известно в письменных источниках и восходит, по мнению исследователей, к праславянской эпохе (Вахрос И.С., 1959. С. 10,121-124, 126).

Самое раннее изображение лаптей относится к XV в. На миниатюре из Жития Сергия Радонежского представлена сцена пахоты с крестьянином в лаптях (Арциховский А.В., 1930. С. 187). Горожане лаптей, очевидно, не носили. Вероятно, лапти были производственной обувью, связанной с полевыми работами. Лапти всегда, вплоть до XIX - начала XX в., носили самые бедные люди.

Обувь из кожи. В культурном слое многих средневековых городов кожа сохраняется хорошо. В настоящее время накоплен богатейший материал для изучения кожаной обуви. В одном Новгороде найдены сотни тысяч экземпляров обуви разных форм. Это поршни - низкая обувь, похожая на лапти; башмаки - обувь с воротничком на щиколотке; сапоги и полусапожки - обувь с голенищем и туфли - обувь с низкими бортиками, доходившими до щиколотки.

Новгородской обуви посвящено серьезное исследование С.А. Изюмовой (Изюмова С.А., 1959). В нем разработана типология и хронология основных форм обуви, носившейся новгородцами с X по XVI в.
Финский ученый И.С. Вахрос проанализировал названия обуви в русском языке и сопоставил их с конкретными видами обуви (Вахрос И.С., 1959).

Дальнейшая систематизация кожаной обуви проведена Е.И. Оятевой на материалах Пскова (Оятева Е.И., 1962. С. 77-95) и Старой Ладоги (Оятева Е.И., 1965. С. 42-59). Кроме того, она привлекла материалы некоторых других городов и стран Запада (Оятева Е.И., 1970. С. 112-118).
В настоящей работе использованы новые материалы, добытые раскопками в Новгороде, Белоозере, Старой Руссе, Старой Рязани, Минске, Полоцке, Москве, а также из погребальных памятников Х-XIII вв., что дало возможность перейти от локального изучения древнерусской обуви к обобщению всех имеющихся материалов.

Надо признать, что именно Е.И. Оятева создала самую удачную классификационную схему. Наиболее крупная единица ее типологии - группа. I группа включает всю обувь мягких форм; II группа - обувь жестких форм. Фасон (форма) обуви дает вторую единицу типологии - тип, 1-й тип объединяет башмаки, 2-й - сапоги, 3-й - поршни. Особенности кроя позволили выделить подтипы: 1-й включает цельнокроенную обувь, 2-й де-тальнокроенную. Следуя этой классификации, рассмотрим последовательно каждый из перечисленных типов обуви.

Обувь мягких форм (I группа).

Башмаки (тип 1). Это наиболее древняя форма обуви на Руси. Башмаки обнаружены в Старой Ладоге в слоях VIII-X вв. (табл. 69, 1-3) (Оятева Е.И., 1965. С. 42-50). Это мягкая обувь из дубленой коровьей или козьей кожи с отворотами выше щиколотки. По способу кроя - из цельного куска или из двух кусков кожи - башмаки можно разделить на два подтипа. Цельнокроенные кроили из больших кусков кожи, затем части кроя сшивали тачным и выворотным швами. Цельнокроенные башмаки найдены в Новгороде и Старой Ладоге (табл. 69, 3) и в других городах Х-ХIII вв. (Изюмова С.А., 1959. С. 201). Башмак из целого куска кожи найден на Райковецком городище (Гончаров В.К., 1950. Табл. XXX. Рис. 8).

В Старой Ладоге среди ранних башмаков известны сделанные из двух кусков кожи для верха и подошвы (табл. 69, 2). Башмаки из двух кусков кожи широко распространены в слоях древнерусских городов Х-ХIII вв. Известны два варианта их кроя: со швом сбоку (табл. 69, 4,5, 9,14,19) и со швом сзади (табл. 69, 6).

Материалы из раскопок Старой Ладоги, Пскова, Новгорода, Белоозера, Минска (Шут К.П., 1965. С. 72-81), Старой Рязани (Монгайт АЛ., 1955. С. 169, 170), Древнего Гродно (Воронин Н.Н., 1954. С. 61, 62), Москвы (Рабинович М.Г., 1964. С. 287; Шеляпина Н.С., 1971. С. 152-153), Полоцка (Штыков Г.В., 1975. С. 72-80), Старой Руссы (Медведев А.Ф., 1967. С. 283) и других городов свидетельствуют о единой традиции в производстве древнерусских башмаков начиная с VIII в. Единство это выражается в бытовании башмаков одинакового кроя во всех древнерусских городах. Оригинальные башмаки с удлиненной пяткой преобладали только в Белоозере, что является своеобразием кожевенного ремесла в этом городе (Оятева Е.И., 19736, "А". С. 204).

Покрой башмаков с вырезом на заднике или носке был перенесен на крой жестких сапог.
Для башмаков VIII-ХI вв. характерна одна существенная особенность: их подошвы не имеют достаточно четких очертаний для правой и левой ноги, хотя крой верха асимметричен и рассчитан на правую и левую ноги (Оятева Е.И., 1962. С. 89, 90). Подошвы древнерусских башмаков пришивали к верху выворотным швом, детали верха сшивали тачным швом.

Древнерусские башмаки Х-ХIV вв. крепились с помощью ремешка, пропущенного через ряды дырочек в области щиколотки. При таком способе крепления башмак подходил для ноги с любым подъемом.

Башмаки украшали вышивкой, в VIII-Х вв. главным образом орнаментальными полосками на середине носка. Их делали путем прошивки мелкими стежками (табл. 69,2).

В Х-ХIII вв. башмаки украшали более разнообразной вышивкой. Преобладал растительно-геометрический орнамент. Найдены башмаки с узором не только в виде побегов, кринов, представляющих растительно-травчатый орнамент (табл. 70, 12,13), но и с узором в виде ромбов (табл. 70, 9), кругов (табл. 70, 7) и стреловидных фигур (табл. 70, 13). Вышивали шерстяными, льняными и шелковыми нитками. Их красили в красный, зеленый и другие цвета. Контуры рисунка вышивали швом "назад иглой", или, как его еще называли, "веревочкой". Кроме вышивки, башмаки украшали с помощью продержки цветных нитей и узких ремешков через ряды дырочек в коже (табл. 69, 2; 70,14).
В ХIII-ХIV вв. в качестве украшения башмаков начали применять тиснение. Обычно это ряды параллельных насечек между элементами растительно-геометрического орнамента на носке башмака (Шут К.П., 1965. С. 73. Рис. II).

Сюжеты вышивок на башмаках говорят о единстве орнамента на предметах быта и искусства. Аналогии узорам вышивок можно найти на тканях (Новицкая М.А., 1972. Табл. I—III), на украшениях с эмалями (Макарова Т.Н., 1975. С. 18-21. Рис. 4), в резьбе по дереву (Колчин Б.А., 1971. С. 18. Рис. 1-3), а также на фресках.

В Древней Руси, помимо общих названий обуви -"обуща", "обутель", "обутие", известных с XI в., - существовало большое количество названий, связанных с конкретными типами обуви. Башмак - наиболее позднее из них и к тому же явно заимствованное из тюркских языков. Появилось оно не ранее XV в. (Вахрос И.С., 1959. С. 51).

Ранее на Руси в значении мягкие башмаки, вероятно, употребляли термин "черевья", восходящий к общеславянской лексике. Происходит он от названия материала - мягкой кожи с чрева (живота) животного. Можно предположить, что термин "черевья", встречающийся в Повести временных лет под 1074 г. и истолкованный Срезневским как разные виды обуви, относился именно к тому типу обуви, который позже будет называться башмаками. Это тем более вероятно, что слову "башмак" в украинском языке соответствует слово "червик" (Вахрос И.С., 1959. С. 45, 68-71).
Древнерусские башмаки изображены на миниатюрах Радзивилловской летописи (Арциховский А.В., 1944. С. 26, 27; История русского искусства, 1953. С. 39).

Башмаки в Х-ХIII вв. были типично городской обувью. Но, судя по находкам в курганах, их носило и сельское население (Антонович В.Б., 1893. С. 16; Арциховский А.В., 1930. С. 102).

Сапоги (тип 2). Излюбленным типом обуви на Руси были сапоги и полусапожки. Они отличались друг от друга только по высоте голенищ, развитие их шло в одном направлении, поэтому они рассматриваются в едином типологическом ряду.

Сапоги домонгольской Руси можно разделить на два подтипа: сапоги, скроенные из крупных кусков кожи с цельнотянутыми голенищами и скроенные из нескольких мелких деталей.

Первый подтип дает множество вариантов кроя. Один из них представлен сапожками из Новгорода (Изюмова С.А., 1959. С. 212. Рис. 7). Верх был цельнотянутым, о чем свидетельствует крой. Голенища сапог сделаны из двух половинок, причем передняя часть образует головку и переходит в голенище, а задняя соответствует заднику и тоже переходит в голенище (табл. 69,8). Этот экземпляр представляет собой наиболее ранний образец сапог. Он датируется XI в.

Аналогичный сапожок найден и в более поздних слоях Новгорода, у него на голенище были сделаны дырочки для продержки ремешка (табл. 69, 7).

Подошвы у таких сапог имели округлые очертания носка и пятки. Верх сапога сшивался тачным швом, подошвы пришивались выворотным швом. Носили их подростки и дети. Варианты подобных сапожек известны по находкам в Пскове (Оятева Е.И., 1962. С. 85).

В слое ХI-ХII вв. обнаружен сапог, верх которого состоял из трех частей.

Интересны также сапожки, найденные в Пскове в постройке XII в. Верх их состоял из двух частей: одношов-ного голенища и головки (табл. 69, 12). Оба варианта кроя псковских сапожек имели подошвы с округлыми очертаниями носка и пятки. Верх сапог был сшит тачным швом, подошвы пришивались выворотным швом. На голенищах сапог шли прорези для продержки ремешка. Описываемые сапоги принадлежали подросткам. Очевидно, псковские сапожки были более поздними по сравнению с новгородскими. У них прослеживается постепенная детализация кроя, выделение головки в самостоятельную деталь. Тенденция к детализации кроя является хронологическим моментом, она характерна для всех типов обуви.

Голенища от сапог, аналогичные псковским, найдены и в Полоцке (Штыхов Г.В., 1975. С. 78. Рис. 38, 1, 2). Они имеют форму раструба и прорези для продержки ремешка. Судя по найденным в Новгороде голенищам такие сапоги крепились к ноге не только вокруг щиколотки, но и под коленом (табл. 69,10).

Для сапог второго подтипа (детальнокроенные) характерна дальнейшая детализация кроя, в частности выделение задника (табл. 69,11,17). Подобные целые сапоги найдены в Новгороде (Изюмова С.А., 1959. С. 212. Рис. 1) и Пскове (Оятева Е.И., 1962. С. 86. Рис. 8, 11). Они имеют не только такие самостоятельные детали, как головки и задники, но и кожаные прокладки под ними для укрепления нижней части сапога, что свидетельствует о тенденции к зарождению обуви жестких форм и что позже, в ХIV-ХV вв., приведет к появлению каблука (табл. 69, 24, 25).

Очевидно, в Х-ХIII вв. было множество переходных видов сапог, поэтому в слоях древнерусских городов находят не только задники разнообразного кроя, но и цельнотянутые голенища, рассчитанные на подошвы с округлыми и удлиненными очертаниями в области пятки (табл. 69, 15, 20). Они как бы повторяют покрой башмаков. Изредка встречаются сапоги с удлиненным приподнятым носком. Подобные сапоги станут популярными в XV в.

Все сапоги ХIV-ХVI вв. хранят традиции края домонгольских сапог: задники с треугольным вырезом и подошвы с удлиненными язычками, выполняющими конструктивное и декоративное назначение (табл. 69, 23, 24). Да и сам наборный каблук явился результатом усовершенствования многослойной прокладки у подошвы сапог, бытовавших в XII в.

Итак, в развитии сапог наблюдается известная последовательность. Судя по новгородским находкам в Х-ХI вв. количество их еще невелико. Это сапоги цельнотянутые. Затем появляются сапоги детальнокроенные. В XII в. они сосуществуют. Далее появляются сапоги жестких форм, которые в XIV в. вытесняют как мягкие сапоги, так и мягкие башмаки.

Найденные в Новгороде сапоги, как правило, без орнамента; сохранившиеся единичные детали сапог с орнаментом (голенища, головки и т.д.), относящиеся к ХIV-ХVI вв., говорят о единстве орнаментальных сюжетов и их исполнении как на сапогах, так и на башмаках (табл. 70,1-4). С XV в. широко распространяется тиснение на головках сапог, что характерно для более толстых и жестких кож, а не для тонких и мягких кож, применявшихся в домонгольское время (табл. 70, 5).

Древнерусское название "сапогъ" тоже тюркского или праболгарского происхождения. В начале II тыс. этот термин, по мнению И.С. Вахроса (Вахрос И.С., 1959. С. 207), вытеснил славянское название обуви с высоким голенищем - "скръня" (с корнем, обозначавшим шкуру животного).

Сапоги носили богатые люди. Непременной принадлежностью княжеской одежды были цветные сапоги, нередко расшитые жемчугом и бляшками. Так, на фреске ХII в. в ц. Спаса-Нередицы в Новгороде князь Ярослав Владимирович изображен в желтых сапогах, украшенных жемчугом. В "Изборнике Святослава" 1073 г. на групповом портрете семьи Святослава можно видеть самое раннее изображение сапог с характерными загнутыми носками: князь Святослав - в синих сапогах, сын его Ярослав - в красных.

Поршни (тип 3). Наиболее простой и распространенной обувью в Древней Руси были поршни. Их можно разделить на два подтипа: цельнокроенные (подтип 1) и детальнокроенные, или, как их называют, составные (подтип 2). Их делали не только из мягкой дубленой кожи, но и из сыромятной.

Поршни цельнокроенные делали из куска кожи разной формы. Для первого варианта кроя использовали прямоугольный кусок кожи (табл. 69, 21). Поршни ХI-ХIII вв. делали путем простейшего стягивания куска кожи в области носка и пятки лыковым или кожаным шнурком, пропущенным затем через одиночные прорези на бортах. Шнурки стягивали поршень и завязывались вокруг ноги поверх штанов, чулок или обмоток. Такие поршни просуществовали в быту крестьян до XX в.

По способу формирования поршни прямоугольного кроя можно разделить на несколько видов. Так, помимо простейшего стягивания, некоторые поршни делались таким образом, что при формировании носка образовывался красивый плетешок (табл. 69, 21).

В XIV в. в слоях древнерусских городов появляются поршни, у которых носок и пятка уже не затягиваются ремешком, а зашиваются нитками (табл. 69, 18), что связано, очевидно, с использованием более жестких кож.

Своеобразные поршни существовали с X в. в Бело-озере. Они также делались из прямоугольного куска кожи, но имели своеобразные вырезы в области носка. Такие поршни не затягивались, а сшивались (Оятева Е.И., 1973. "А". С. 201).

Второй вариант поршней из целого куска кожи -поршни из шестиугольного куска кожи (табл. 69,13). По краю носка и пятки они снабжены дырочками для затягивания шнурком, а вдоль подъема и носка располагались диагональные прорези для шнуровки. По бокам также имелись прорези.

Пропускавшийся через них шнурок крепил поршень к ноге. Эта ременная поддержка называлась позднее "оборами". Такие поршни в научной литературе называют "ажурными" (Изюмова С.А., 1959. С. 202). Они известны в слоях древнерусских городов с XI в.

Подтип 2 представляют поршни из нескольких составных деталей. Известно два варианта их кроя: из двух и из трех частей. Поршни первого варианта известны в Новгороде с XI в. Основная часть заготовки включает подошву, задник и бортики. Она имеет вид неправильного прямоугольника со срезанными углами в носочной части. Меньший фрагмент кроя имел вид треугольника. Основная заготовка загибалась по ноге, а кусок треугольной формы вшивался на подъеме. По сторонам поршня находились прорези для продевания шнурка.

Поршни второго варианта состояли из основной части заготовки, включавшей подошву и задник, отдельно подкроенного носка треугольной формы и пришитой по борту полоски кожи с поперечными прорезями, через которые пропускался шнурок. Все детали сшивали нитками (табл. 69, 22). В Старой Ладоге найден целый поршень этого варианта (Оятева Е.И., 1965. С. 53. Рис. 4,2; 5,3). Он датируется XVI в. Таким образом, поршни из трех деталей можно рассматривать как результат усовершенствования поршней домонгольской поры.

Термин "поршень". И.С. Вахрос выводит из прасла-вянского корня "ръчх" (Вахрос И.С., 1959. С. 161). Лексемы, образованные от этого корня, означали что-либо мягкое, рыхлое: поршни делали из мягкой кожи, из порхлых ее частей, расположенных на брюхе животного. Древнерусское наименование поршня - "прабошънъ" - встречается только в понятиях ХIV-ХV вв., но для живого языка этого времени оно не характерно (Там же. С. 206).

На миниатюрах Радзивилловской летописи поршни изображены неоднократно (Арциховский А.В., 1944. С. 40). На основании данных раскопок и изобразительного материала исследователи обуви склонны считать поршни обувью беднейших горожан и крестьян (Изюмо-ва С.А., 1959. С. 202).

Обувь жестких форм (II групп а).

Туфли (тип I). Как мы могли видеть выше, элементы жесткой формы - укрепляющие прокладки из кожи - использовали в некоторых типах древнерусской обуви еще в домонгольское время. Окончательно традиция изготовления обуви жестких форм сложилась позже, в ХIV-ХV вв. Наиболее ранним типом обуви жестких форм можно считать туфли, характерной чертой которых было наличие жесткой подошвы и низкого бортика.

По крою они делятся на два подтипа: туфли из цельного верха и подошвы (подтип 1) и туфли из детально-кроенного верха и подошвы (подтип 2).

Для изготовления туфель первого подтипа применяли два варианта кроя: со швом сбоку (табл. 70, 15-19) и со швом сзади (табл. 70, 16). Туфли скреплялись шнурками на подъеме или с внутренней стороны щиколотки. Иногда они украшались резьбой на подъеме (Оятева Е.И., 1970. С. 11. Рис. 1), аналогии подобным туфлям есть в средневековых городах Западной Европы, особенно в польских.

Туфли второго подтипа (детальнокроенные) известны по находкам в Минске, в слоях конца XIII в. (Шут К.П., 1965. С. 25, 73, 78. Рис. 7). Развитая их форма встречена в Старой Ладоге, в слоях ХVI-ХVII вв. Они имеют глубокую головку с язычком на подъеме, составной задник с прокладками, трехслойную подошву с широким низким наборным каблуком, который был прикреплен деревянными шпильками и прошит дратвой. Детали верха сшивались тачным швом, а верх с подошвой - сандальным. Туфли на ноге закреплялись с помощью ремешка, который кроился вместе с внутренней половиной задника и был пропущен через прорези на язычке (Оятева Е.И., 1965. С. 56. Рис. 5,1).

Широкое распространение туфель в Западной Европе и концентрация их находок в западных регионах Руси позволяют связать их появление с оживлением западных контактов русского государства. Однако предпосылки для появления обуви жестких форм были в кожевенном деле домонгольской Руси. Описанная обувь позволяет проследить преемственность видов кроя и орнаментации от X в. до эпохи Московской Руси.

Не менее важен и другой вывод: обувь может быть своеобразным этническим индикатором пестрого по составу городского населения Древней Руси (Оятева Е.И., 1973. С. 204, 205). Например, народы Поволжья IХ-Х вв., принадлежащие финно-угорской группе, носили своеобразного кроя поршни. Именно такие поршни найдены в Белоозере. Башмаки с характерной удлиненной пяточной частью генетически связаны с общеевропейской формой обуви, уходящей в глубь веков. На нашей территории они найдены в ранних слоях Старой Ладоги и в ряде городов северо-запада Руси.

Наконец, находки обуви в культурном слое древнерусских городов могут служить и хронологическим опознавателем. Формы обуви эволюционировали, изменялась технология их производства и способ орнаментации. Все это дает возможность датировки, особенно для находок в культурном слое с нечеткой хронологией (табл. 69).


Табл. 69. Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-ХVI вв. (составлена М.А. Сабуровой)
1-3 - мягкие туфли из Старой Ладоги; 4-21 - мягкие туфли, сапоги и поршни Х1-ХШ вв. Новгород, Псков; 22-25 - детали туфель и сапог ХIV-ХVI вв. Новгород, Псков


Табл. 70. Древнерусская орнаментированная обувь (составлена М.А. Сабуровой)
1-14 - туфли, сапоги с вышивкой, продержкой и тиснением XV в. Новгород, Псков, Москва; 15-20 - редкие формы обуви (привозные изделия)

По материалам книги «Древняя Русь. Быт и культура» под редакцией Б.А. Рыбакова



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Белая госпожа




Сообщение: 23
Зарегистрирован: 25.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 23:37. Заголовок: Дамские боты из Стар..


Дамские боты из Старой Ладоги
VIII – IX века. Длина 23 см. Старая Ладога, Земляное городище:











Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Белая госпожа




Сообщение: 24
Зарегистрирован: 25.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.07 23:45. Заголовок: По Ладоге есть еще д..


По Ладоге есть еще деццкий башмачег, цельнокроенный. VIII-IX века. Длина 10,5 см. Земляное городище:










Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Белая госпожа




Сообщение: 25
Зарегистрирован: 25.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 00:02. Заголовок: Исче одни ботиночги,..


Исче одни ботиночги, оттудова же:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 127
Зарегистрирован: 12.10.07
Откуда: Рашн Федерейшн, Уфа
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 00:05. Заголовок: Всем сомневающимся, ..


Всем сомневающимся, советую внимательнее разглядеть последнюю фоту(я про верхний шов).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Белая госпожа




Сообщение: 26
Зарегистрирован: 25.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 00:10. Заголовок: Боты(женские?) из Хе..


Боты(женские?) из Хедебю(Дания, Германия), 10 век:





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 42
Зарегистрирован: 12.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 00:19. Заголовок: ога, от себя добавлю..


ога, от себя добавлю, реконструкция, польша 9-10вв. взято с сайта, которого уже нет....















Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Белая госпожа




Сообщение: 27
Зарегистрирован: 25.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 00:21. Заголовок: Еще немного обуви из..


Еще немного обуви из Хедебю:

Тип 2:


Тип 3:


Тип 4:


Тип 5:


Тип 6(то, что хочет себе Леха Глаз ):


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Белая госпожа




Сообщение: 28
Зарегистрирован: 25.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 00:26. Заголовок: Михалыч-пАдонак пише..


Михалыч-пАдонак пишет:

 цитата:
ога, от себя добавлю, реконструкция, польша 9-10вв. взято с сайта, которого уже нет....



Прикольно! Еще б на это немного источнегофф...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Белая госпожа




Сообщение: 29
Зарегистрирован: 25.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 00:37. Заголовок: Ну ща пойдут выкройк..


Ну ща пойдут выкройки всего вперемешку:

Боты из Йорка:


Какие-то шведские боты:


Датские боты(хз откуда):


Разные советы по изготовлению обуви:
http://www.vikingsonline.org.uk/resources/authenticity/basickit/annex10.html
http://www.vikingsonline.org.uk/resources/authenticity/basickit/annex11.html
http://www.vikingsonline.org.uk/resources/authenticity/basickit/basickit15.html#frontseam
(все на пендосовском, но с картинками).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 43
Зарегистрирован: 12.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 01:09. Заголовок: по бабе есь всё с но..


по бабе есь всё с ног до головы, от остальных тока боты

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 128
Зарегистрирован: 12.10.07
Откуда: Рашн Федерейшн, Уфа
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 01:28. Заголовок: ДОХЕРИЩЩА ВСЕГО: htt..


ДОХЕРИЩЩА ВСЕГО:
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/shoe/SLIST2.HTM
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/shoe/SLIST3.HTM
Главное, выбирать осторожно - по второй ссылке не все на нашу эпоху. Да и прежде чем делать что-то не плохо бы и перевести...

Еще одна заморская страничка(тож с картинками):
http://www.visi.com/~norseman/viking_shoe.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 129
Зарегистрирован: 12.10.07
Откуда: Рашн Федерейшн, Уфа
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 01:39. Заголовок: Обувные швы(что тоже..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 130
Зарегистрирован: 12.10.07
Откуда: Рашн Федерейшн, Уфа
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.07 01:45. Заголовок: Обувные шипы: http:/..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 50
Зарегистрирован: 12.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.01.08 02:35. Заголовок: http://gorod48.ru/cu..


http://gorod48.ru/culture/news-2418.html

обувь 5 век, точнее то что от неё осталось

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 177
Зарегистрирован: 12.10.07
Откуда: Рашн Федерейшн, Уфа
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.08 01:20. Заголовок: Ботинок из Волина(По..

Ктулху – злобное божество из неомифологии американского писателя Лавкрафта. Оно спит где-то на дне Тихого океана в не менее мифическом затонувшем городе, иногда просыпается и проникает людям в мозг. Тогда всем становится плохо, и нужно что-то с этим делать.(с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 68
Зарегистрирован: 12.10.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.08 23:09. Заголовок: во, верх сделан из 1..


во, верх сделан из 1-го куска, я точно такие хочу

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 178
Зарегистрирован: 12.10.07
Откуда: Рашн Федерейшн, Уфа
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.08 00:29. Заголовок: Богата неделька на б..


Богата неделька на боты...
В озерном поселении Арайши (Латвия) найден любопытный девайс - лыковый лапоть:



Прорисовка из книжки:



Датируется 9-10 веками. Выставлен этот лапоть в музее истории Латвии.
Есть мнение, что это наиболее ранняя находка лаптей.
http://nordriclub.mybb.ru/viewtopic.php?pid=1510#p1510

Ктулху – злобное божество из неомифологии американского писателя Лавкрафта. Оно спит где-то на дне Тихого океана в не менее мифическом затонувшем городе, иногда просыпается и проникает людям в мозг. Тогда всем становится плохо, и нужно что-то с этим делать.(с) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет